СОН
ПРИ СОЛНЦЕ
Интервью
журналиста Константина Скоркина с
известным поэтом Александром Сигидой
- Много
лет Вы пишите эпос Луганщины. Какие
объекты Вам удалось нанести на
мифологическую карту области, что
осталось неохваченным (не придуманным,
не воспетым)?
- Около десяти
лет я пытаюсь, стараюсь <воспеть>
историю родного края. Начиная со
сборника <Своя история>
обострились разногласия между
участниками движения.
Каждому народу
присуще своё священное место. Гималаи,
Палестина и т.д. — это интересно, но
пальмы и баобабы — чудная экзотика, а
нам ближе дубы, липы и т.п.
Героическая
земля ждёт <своих>
героев, таких как Прометей, Геракл,
Артур и т.д.
Основные мотивы
Русской Идеи — <Природа
— Родина — Народ> – ждут
своего воплощения. Русский язык — как
явление природы — сохраняет в своём
составе состояния и события народной
жизни.
Благодаря
Владимиру Далю — Казаку Луганскому —
у нас есть словарь <Живаго
Великорусского языка> в
котором можно найти всё, что угодно.
<Без
эпоса нет этноса>.
Пять лет
<отлёживается>
1-я часть эпоса <Великое
Переселение Волхвов>, в
принципе готовы ещё четыре части:
<Провалы
Великого Переселения>,
<Тебенёвка>, <Возвращение
Богов> и т.д.
Что нас
интересует на данной территории? —
Пространство и время, история и география.
Донецкий Кряж, Луг Донца, реки Северский
Донец, Айдар, Лугань, Каменка и другие,
поселения — от хутора Сорокино и
Краснодонских Стен до Змиевых валов и
Бахмутских солеварен. Киммерийские
степи, валы, крепости (по Геродоту),
скифы, сарматы, готы, гунны, северяне,
половцы, лугари, татары, казаки — всех
и не перечислишь — все оставили свой
след на просторах Луганского Края — и
работы здесь — непочатый край.
- Вы
сформулировали принцип литературных
банд, в которые объединяются писатели.
Актуальны ли они сегодня или это
романтическое прошлое?
- Напомним
основные принципы движения: 1) мракобесие
мёртвой литературы агрессивно;
2) дегенеративная
литература занимается словоблудием;
3) человек без
текста мне не интересен;
4) современная
литература слишком демократична;
Если заменить
слово <литература>
словом <политика>,
появляются интересные ассоциации.
Движение
бесконечно!
Если переименовать
улицу <Советскую>
(или — <Совецкую>?)
на <Украинскую>
— что-нибудь изменится? И тем не
менее, если <Слово правит
Миром>, то Поэт — за всё
в ответе.
- В
последнее время художники и поэты в
Луганске презентуют своё творчество
на базе собственных домов-музеев. Вы
были первопроходцем. Открыт ли сейчас
Ваш дом-музей для посещений?
- Дом-музей
закрыт. Хотя некоторые, особенно одарённые
и настойчивые, пробираются через <зияющие
высоты>.
Жизненное
пространство надо оберегать от вторжения,
ибо <непрошеный гость
хуже...>. Хотя, с другой
стороны, кого здесь только не было!
Григорий Половинко, Вадим Блажэнный,
Владимир Прокопенко — почти весь СТАН
— приятно вспомнить! И — давно пора
сделать ремонт...
- Какова
судьба бесценного рукописного
архива-летописи СТАНа, которую Вы вели
на заседаниях лито? Планируете ли Вы
издание этих заметок, имеющих большую
историческую ценность?
- Архив лежит —
никак не доходят руки. Архив-архивом,
но люди же — рядом! Раньше мы расшифровывали
СТАН — <самые талантливые
авторы наши>; сейчас
пришло определение — СТАН — это
<самостоятельная
творческая активность народа>.
Поэзия —
настоящее народное творчество, по
архивным записям можно восстановить
зарождение замыслов и книг.
Луганская
школа Поэзии формировалась примерно
десять лет. Появились десятки авторов,
десятки книг, осталось много рукописных
материалов. Ощущается явный дефицит
критиков и издателей. Иногда кажется,
что школа распадается, но массив текстов
вселяет оптимизм.
- Что
больше влияет на формирование писателя
в Донбассе — природа, степи, курганы
или терриконы, шахты, зарево над
меткомбинатом?
- Географический
детерминизм никто не отменял. Пограничное
положение Луганского края — из античности.
Граница межу Европой и Азией проходила
по Дону. Легендарная Гиперборея тоже
не за горами, из этой же песни Лукоморье
и Скифия, <Слово о полку
Игореве> и так далее.
Человек (как личность) формируется в
историческом контексте. А собственно
писателя формируют Книги, которые он
прочитал и которые он пишет.
- Кого
бы из современных деятелей культуры Вы
принесли в жертву во время языческого
ритуала?
- Писатель
жертвует, прежде всего, собой; он отдаёт
свои силы, средства, здоровье на алтарь
творчества. В языческом (народном)
ритуале могут участвовать только близкие
по духу люди. Благородные добровольцы
пишут прекрасные книги, ибо каждая
книга, если она, действительно, Книга —
это бомба. Периодически проявляется
<библейский кризис>.
В <тёмном>
средневековье это было <Возрождение>
античности, позже — интерес к Китаю,
Индии, Японии, восточному ориентализму.
XIX век охарактеризовался
интересом к славянской, кельтской,
германской мифологии. Скоро ли наступит
<черёд Русского
Ренессанса>?
- Нынешняя
активность казачества в культурной
жизни (размахивая при этом нагайкой)
вызывает у Вас одобрение или негодование?
- Феномен
современного казачества (или —
козачества?) я бы определил двумя
терминами — высокомерие и жадность.
Войсковая верхушка существует в своём
<комфортном>
мирке, среднее звено получает звания,
ордена-медали (за что?!), а <на
местах> процветает
безработица и преступность. Какое это
имеет отношение к культурной жизни?
Никакого.
С 2009 года
мёртвым грузом лежит второй номер
журнала <Северcкий
Донец>; члены редколлегии
неоднократно обращались к властям всех
уровней, но никто не может (или не хочет)
выделить хотя бы 5 тысяч гривен на издание
этого литературно-художественного
альманаха. Возможно, что-то где-то
происходит, но это так далеко...
Хотя, вспомнил.
Однажды моего товарища-журналиста
попросили написать статью-репортаж о
визите очередного <высокого>
гостя и пообещали расплатиться...
фуражкой. Вот такие <культурные>
дела.
Остаточное
финансирование культуры в государстве
— это деградация самих институтов
государственного управления, гибель,
в итоге, души народа, а после — и самого
государства.
- Самое
главное открытие, сделанное Вами в
культурной жизни Луганской области за
последний год?
- 2012 год порадовал
новыми книгами Вадима Блажэнного и
Сергея Жадана. Всегда интересно творчество
Василя Старуна и Василя Голобородько.
Во времена Интернета и открытых границ
негоже замыкаться на культурной жизни
Луганщины. Рядом — в Макеевке — Вячеслав
Пасенюк. Всегда интересны писатели,
которые мыслят книгами. Осенью на
фестивале <Шорох>
в Симферополе я познакомился с
поэтом из Новосибирска Юрием Татаренко
— наш человек!
В 2012 году я
открыл для себя <пражскую>
школу украинской поэзии и варшавскую
группу <ТАНК>.
<Поэты Сопротивления>,
далёкие по языку, но близкие по духу
помогают понять сложившуюся ситуацию.
Назрел вопрос о взаимосвязи российской,
русской и украинкой литературы.
В 2012 году начал
свою работу проект <Территория
слова>, который всегда
открыт для сотрудничества, вопросов и
предложений. В издательстве <Шико>
сейчас готовится к изданию вторая
Большая книга поэзии <Искусство
составлять букеты>, сейчас
семи авторов: С.Бледнова, Л.Гонтаревой,
А.Грибанова, В.Пасенюка, А.Сигиды,
Г.Сусуева и С.Чёрного.
- Легко
ли быть отцом-основателем СТАНа? Что
это значит для Вас?
- Отцом быть
всегда непросто. Я ощущаю себя между
Президентом Украинской Духовной
Республики Олесем Бердником и Папой
Римским Бенедиктом XVI —
шучу.
А если серьёзно,
то СТАН — это творческое состояние
души, которое или есть или его нет.
24 февраля 2013
года в <Светлице>
было настоящее станичное собрание.
Были: Л.Гонтарева (по телефону), В.Блажэнный
(по телефону), Г.Сусуев, А.Хубетов,
А.Косогов, Б.Жаров, Н.Гринчукова,
А.Мартыненко, С.Бледнов, А.Грибанов,
Е.Заславская, Я.Минкин, К.Скоркин (по
вопросам), С.Чёрный, В.Сурненко, А.Сигида
(оба), Н.Петрова, А.Ворожейкин, <свадебный
есаул> В.Прокопенко и
другие. У каждого из этих авторов есть
сильные и слабые стороны, с каждым можно
провести творческие встречи, составить
творческие портреты, наконец, книги их
издавать.
- Назовите
главный положительный и главный
негативный миф о Луганске.
- Луганский миф
— и положительный, и отрицательный
одновременно — состоит в том, что именно
Луганск является одним из основных
культурных центров Украины. На небольшом
пространстве мы можем легко найти 50-100
активно работающих достойных авторов.
Выходят книги, проводятся встречи, но
нет единой культурной картины (карты?).
Ещё один
досадный миф — о провинциальности
Луганской литературы. Могу ответственно
заявить — Луганская школа Поэзии, а ещё
поддержанная влившимися в её ряды
В.Пасенюком и С.Чёрным — одна из самых
сильных на постсоветском пространстве.
Благодаря деятельности СТАНа,
<cтаничниками>
себя ощущают интересные и талантливые
авторы из других регионов Украины и
зарубежья.
Чего не хватает?
Повторюсь:
- почти нет
литературоведческой критики, нет анализа
текстов, нет ощущения традиции;
- и последнее —
нет продуманной издательской политики;
денежные потоки проходят мимо культурной
жизни.
Где Вы,
Третьяковы, Строгановы, Дягилевы?
Атамановка,
25 февраля 2013 года
|