Олег Иванович Янковский
Дата рождения: 23 февраля 1944 Дата смерти: 20 мая 2009 Место рождения: Джезказган, Казахстан Деятельность: актер Достижения: Народный артист СССР.
Биография
Олег Янковский родился в дворянской семье. Его отец Иван Павлович, бывший штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка, происходил из польских дворян. Он был близко знаком с Тухачевским, за это и поплатился. По сфабрикованному обвинению отца арестовали, и он сгинул в сталинских лагерях. Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи. Не уцелела ни дворянская грамота, ни Георгиевский крест Ивана Павловича. Детство Олега прошло в казахском городке Джезказгане. Он гонял в футбол с оборванной дворовой шпаной и ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, ее элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке... Состоятельная в прошлом семья, жила очень бедно, впроголодь. Мама выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей, Ростислава, Николая и Олега, и свою мать. Все вместе они ютились в четырнадцатиметровой комнатушке. Дети ходили в обносках… Но при всем при этом Янковские держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию. И вполне естественно, что в доме, хотя и очень осторожно, говорились некоторые "крамольные" вещи. Это не могло не запасть в душу маленького Олега. Со временем Янковские перебрались в Саратов - город с богатыми культурными корнями, город театралов... В юности Марина Ивановна просто бредила балетом, но родители запретили ей и думать о балетной карьере. Зато своим детям она сумела передать тягу к сцене. Старший из братьев Олега - Ростислав - окончив саратовское театральное училище, уехал в Минск играть в Русском театре (там он служит до сих пор). 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных (в семье остался один кормилец - средний брат Николай) хотя бы часть материальных забот. Там Янковский-младший дебютировал на сцене - нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица". Правда, Олег не сразу осознал всю ответственность - куда больше театра его волновал футбол, он спал и видел себя вратарем или нападающим. Однажды он просто проспал свой выход в спектакле. Рассерженный Ростислав категорически запретил брату на пушечный выстрел подходить к футбольному полю. Марина Ивановна тосковала по уехавшим сыновьям, и, как только появилась возможность, Олег вернулся домой, в Саратов. Школьные годы подходили к концу, пора было решать, что делать дальше. Олег решил поступать в медицинский институт. Надо было получить хорошую профессию, что бы со временем хорошо зарабатывать, помогать матери. Но тут вновь словно чья-то невидимая рука снова направила Олега на театральную дорогу. Однажды он увидел объявление о приеме в театральное училище. Олег вспомнил свой минский опыт и решил попробовать. Как же он был разочарован, когда узнал, что экзамены давно закончены. Олег решил зайти к директору - узнать об условиях приема. Тот, не дав юноше объяснить цель визита, посмотрел какие то списки и сказал: "Вы приняты. В сентябре приходите учиться". Олег вернулся домой ошарашенный: его судьба сама собой определилась. Осенью Олег просто пришел на занятия. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается, брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечта о сцене не давала ему покоя. Вот он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав, - сдал все экзамены, прошел все туры... А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, он просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью - маму и бабушку. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского. Марина Ивановна учила своих сыновей: "Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо". Все трое братьев Янковских женились до 21 года - и именно на всю жизнь. На втором курсе училища Олег познакомился с Людмилой Зориной, она училась на курс старше. Людмила была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой. Однажды за хорошую учебу их обоих премировали поездкой в Москву. Олег Иванович с удовольствием вспоминает, как они вышли тогда из поезда, купили на Павелецком вокзале саечки по шесть копеек... Они сидели на скамейке, ели булочки и мечтали о будущем. Они и не думали тогда, что их будущее - здесь, в Москве! После училища Людмилу Зорину сразу пригласили в Саратовский драматический театр. Благодаря ей, туда же в 1967 году был принят и Олег. Вскоре они поженились. Людмила мгновенно выдвинулась в звезды, смотреть на нее ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: "Это - муж самой Зориной". Театральная судьба Янковского складывалась не столь удачно - актеру доставались лишь крошечные роли. И не известно, как повернулась бы его судьба, если бы не один случай… Театр гастролировал во Львове. Олег зашел в гостиничный ресторан, уселся обедать. А недалеко за столиком случилось сидеть Владимиру Басову с женой Валентиной Титовой и другими членами съемочной группы будущего фильма "Щит и меч". Обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: "Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша". Басов согласился, что этот человек подошел бы ему идеально, но... "Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом". Слава Богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому... В том же году Янковский сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова "Служили два товарища". Между прочим, в этом фильме актеру должна была достаться роль белого офицера Бруснецова. Но режиссер, увидев на пробах Янковского, воскликнул: "Этого человека мы Врангелю не отдадим!" В итоге Бруснецовым стал Владимир Высоцкий. Олег Иванович вспоминает о фильме "Служили два товарища": "Там вообще на съемках чудесная компания собралась. Но Быкова мне даже сложно с кем-то сравнить. В нем было заложено что-то такое наставническое. Он сразу меня опекать начал. Он был такой выпивающий и увлекающийся человек, водил меня в ресторан ВТО и все рассказывал, рассказывал. А я, как жадная губка, впитывал все, что он мне говорил. А с другой стороны - Высоцкий. У него как раз тогда было начало романа с Мариной Влади. Но она мне была не так интересна, как он сам. Хотя он тем Высоцким, какого мы сейчас знаем, еще не был. Вот это были настоящие университеты. Ни с какими учебными заведениями они не сравнятся". После выхода фильмов "Щит и меч" и "Служили два товарища", Янковский мгновенно стал знаменитым. Благодаря этому изменилось и его положению в театре. На молодого актера обратили внимание. Ему стали доставаться большие серьезные роли как классического ("Таланты и поклонники", "Стакан воды"), так и современного ("Человек со стороны") репертуара. Наибольшего успеха Янковский добился в роли князя Мышкина (спектакль "Идиот"). В 1973 году Янковский перешел в Московский театр Ленинского комсомола. Людмила пожертвовала своей карьерой ради Олега. Бросив все, она последовала за мужем в Москву, с головой ушла в семью - развитию таланта такого ранга, как у Янковского, требовались "крепкие тылы". В новом театре Янковский быстро стая ведущим актером. Среди его лучших спектаклей: "Автоград-XXI", "Парень из нашего города", "Революционный этюд", "Диктатура совести", "Оптимистическая трагедия", "Чайка", "Варвар и еретик", "Гамлет". Обратили внимание на талантливого актера и кинорежиссеры, посыпались предложения. На съемках одного из фильмов - "Гонщики" (1972) - он попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины. Одной из самых заметных работ Олега Янковского середины 70-х стала роль Отца в фильме Андрея Тарковского "Зеркало". А попал Олег Иванович в картину случайно, благодаря своему сходству с отцом знаменитого режиссера: "Моего творчества Андрей не знал. Просто Лариса Тарковская, тогда его ассистентка, а потом жена, увидела меня случайно в коридоре "Мосфильма". Иду, вдруг слышу сзади топот. Она довольно крупная женщина была. Тогда "Мосфильм" был замечателен тем, что, пройдя по коридору, можно было запросто роль схлопотать… И вот, значит, топот. - "Можно вас?" Фамилию даже толком не помнила. Завела меня к Андрею. Тот посмотрел и говорит - конечно, это он (в смысле, отец). А потом они еще и сына моего заполучили - Филиппа. Семейное кино получилось". Позже, в 1983 году, Тарковский вновь пригласил Янковского в свою картину - актер сыграл писателя Горчакова в драме "Ностальгия". В 70-е годы Олег Янковский много и разнообразно снимался. Актерская пластичность позволяла ему органично выглядеть в разных киноролях: партийного функционера ("Премия", 1974; "Обратная связь", 1978), декабриста Кондратия Рылеева ("Звезда пленительного счастья", 1975), неустроенного, колючего человека ("Чужие письма", 1976, "Сладкая женщина", 1977) или, напротив, бесхарактерного, слабовольного ("Слово для защиты", 1977, "Поворот", 1979). О ролях, сыгранных Олегом Янковским в фильмах Марка Захарова, стоит рассказать отдельно. Первой их совместной работой в кино стала картина "Обыкновенное чудо" (1978) по пьесе Шварца. Янковский очень тонко, искрометно сыграл там Волшебника. Фильм и по сей день пользуется огромной популярностью у зрителей. Затем последовал фильм-притча "Тот самый Мюнхгаузен" (1979). Кстати этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел в актере чудака-барона. "Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей - характеры, выдающий его происхождение, - вспоминает Григорий Горин. - Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера". В 1983 году Олег Янковский снялся в роли Свифта в сатирической комедии "Дом, который построил Свифт". Эта картина получилась менее удачной, чем предыдущие работы Марка Захарова. Фильм был снят в духе "Обыкновенного чуда" и "Мюнхгаузена" с тем лишь отличием, что смотрелся гораздо с меньшим интересом. Что же касается Янковского, то его герой и вовсе вышел калькой с уже известных Волшебника и Мюнхгаузена. Гораздо интереснее вышел следующий герой Янковского - Дракон в фильме-притче "Убить Дракона" (1989). Хотя филь получился откровенно конъюнктурным, это ничуть не умаляет замечательную игру актера. Кирилл Разлогов: "Победителем этого своеобразного актерского "конкурса", безусловно, выходит Олег Янковский, который, пожалуй, второй раз после "Поцелуя" Романа Балаяна показывает, какие невиданные потенциальные возможности кроются в его даровании, как только он выходит за пределы привычного амплуа. Метаморфозы его Дракона, причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия - все это передается актером с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства". 80-е годы стали настоящим расцветом творчества Олега Янковского как киноактера. Помимо фильмов Марка Захарова, стоит отметить блестящие роли в фильмах Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву" (1983, Государственная премия СССР за 1987 год), "Поцелуй" (1983), "Храни меня, мой талисман" (1987), "Филер" (1988), а также в социально-эксцентричной драме Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" (1981) и мелодраме Сергея Микаэляна "Влюблен по собственному желанию" (1982). В последнюю картину Олег Янковский попал благодаря Евгении Глушенко, сыгравшая в том фильме другую главную роль - Веру. Именно она уговорила режиссера Сергея Микаэляна, посоветовав прекратить нескончаемые поиски героя и пригласить Янковского: "Кого вы все ищете? Ясно же, что только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!" В начале 90-х Олег Янковский сыграл яркие и совершенно разные роли в трагикомедии Георгия Данелии "Паспорт" (1990) и историко-психологической драме Карена Шахназарова "Цареубийца". А затем… Олег Иванович вспоминает: "За производство фильмов брались все, кто хотел. Поскольку думали не о творчестве, а об отмывании денег, то очень скоро количество выпускаемых картин выросло до четырехсот в год - в начале 90-х в России клепали фильмов больше, чем в Индии. Когда эти новые "кинематографисты" окончательно все оккупировали, отодвинув настоящих профессионалов в сторону, я принципиально перестал сниматься. Понимал: нельзя так распоряжаться своей судьбой. Декоративное присутствие на экране меня никогда не интересовало. Играть - так играть! Я отравлен хорошим кино, поэтому на барахло не мог согласиться. По приглашению Клода Режи я на полгода уехал в Париж, участвовал в международном театральном проекте, очень напряженно работал. Кстати, последнее эхо обваливавшегося Советского Союза докатилось и до Франции. В Париже я узнал, что подписан указа о присвоении мне звания народного артиста СССР. Это случилось за неделю до того, как страна с таким названием приказала долго жить. Первым народным в 20-е годы стал Константин Сергеевич Станиславский, а я оказался последним... К слову, на вечере, посвященном столетнему юбилею МХАТа, я даже позволил себе шутку на эту тему: "С кого начинали товарищи и кем закончили!" Зал оценил юмор, смеялся долго". В следующие годы Олег Янковский снимался в кино редко. Были интересные роли в фильмах "Роковые яйца" (1995), "Первая любовь" (1995), "Ревизор" (1996). Но сам Олег Иванович признается, что "удовлетворения нет ни от одной из последних работ". С 1993 года Янковский - президент Открытого российского кинофестиваля в Сочи ("Кинотавр"). В 2000 году Олег Янковский снял свой первый фильм, в котором сыграл одну из главных ролей, - "Приходи на меня посмотреть". Несмотря на вполне предсказуемый сюжет, эта добрая рождественская сказка была неплохо принята зрителями, во многом благодаря игре актерского ансамбля: Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и Олега Янковского. Через два года Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского "Любовник". Это дна из лучших работ актера последних лет. Сам Олег Иванович признается, что эта картина ему дорога. "Любовник" - это возвращение психологического русского кино", - говорит он. Олег Иванович - приверженец семейных ценностей. Он, которому судьба улыбалась столько раз, по-прежнему считает, что семья - самая большая удача в его жизни. Самые близкие люди для Янковского - жена Людмила, сын Филипп, невестка Оксана Фандера и, конечно, внуки. Их у него двое - Ваня и Лизонька. Олег Иванович признается: "Вообще-то, я плохой воспитатель. Но я безумно люблю внуков. И то свободное время, которое у меня есть, пытаюсь отдать им. Мы уже весь детский театральный репертуар пересмотрели. Скоро потихонечку перейдем на балет и серьезные драматические спектакли. А еще нас с внуками можно встретить на роллердроме или в "Мире пиццы" на Садовом. И в компьютерные игры мы с Иваном любим поиграть. Сам я - сущий дикарь и не знаю, с какой стороны подойти к компьютеру. А внук в этом хорошо разбирается. И на английском Иван изъясняется ловко, не то, что я сам". Как то Олег Иванович признался, что, если бы ему пришлось выбирать между семьей и творчеством, он не задумываясь пожертвовал бы карьерой. Слава Богу, что выбирать ему не пришлось… Осенью 2005 года на экраны выходит новый фильм Владимира Бортко "Мастер и Маргарита". Олегу Янковскому режиссер первоначально предложил сыграть в своей картине Воланда, но актер отказался. "Я не знаю, как ее (роль) играть. В каком костюме он должет быть? Хоть в книге его одеяние подробно описано, но это - литература. А когда на экране: почему он такой, а не другой? И, как ни странно, это слабая роль. Все происходит не с Воландом, а вокруг него, а просто пучить глаза, чтобы это убедительно получалось, я не хочу. А главная причина: я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа - можно, он был реальным человеком", - объясняет Олег Иванович. А вот на роль Понтия Пилата Янковский согласился: "На мой взгляд, это интересно. Там есть судьба, история, нравственная и психологическая нагрузка. Уставший человек, у него много забот. Он просто отошел в сторону..." В июле 2008 года Олегу Янковскому стало плохо на репетиции, он был госпитализирован в отделение неотложной кардиологии одной из столичных клиник. Врачи диагностировали ишемическую болезнь сердца и назначили медикаментозный курс лечения. В клинике актёр признался, что боли беспокоят его уже несколько месяцев, но он не придавал этому значения. Несмотря на плохое самочувствие Олега Янковского, в Ленкоме прошёл спектакль «Шут Балакирев», где он играл главную роль. Чтобы актёр мог выдержать нагрузку, врачи вводили сильнодействующие лекарства, стабилизирующие работу сердца. Выйдя из клиники, актёр вернулся к прежнему образу жизни, и только в конце 2008 года, когда его состояние сильно ухудшилось, он вновь обратился к врачам. Актёр жаловался на постоянные боли в области желудка, тошноту, отвращение к жирной пище, он сильно похудел. После того, как появились серьёзные симптомы заболевания, врачи назначили биопсию, и диагноз подтвердил самые худшие опасения — болезнь (рак поджелудочной железы) была выявлена на поздней стадии. В конце января 2009 года актёр вылетел в немецкий Эссен для лечения у немецкого онколога профессора Мартина Шулера, специалиста по терапевтическим методам лечения рака. Лечение не помогло, и Янковский, прервав лечение, менее чем через 3 недели возвратился в Москву. В феврале актёр вернулся в театр и 10 апреля 2009 Олег Янковский сыграл свой последний спектакль(Женитьба). В конце апреля состояние актёра ухудшилось, у него открылось внутреннее кровотечение, и он был опять доставлен в клинику. Утром 20 мая 2009 года Олег Янковский скончался в одной из московских клиник. Олег Янковский был похоронен 22 мая 2009 года на Новодевичьем кладбище в Москве.
|