Вступительная
статья к Большой книге поэзии «Искусство
составлять букеты»
И
всё-таки она есть...
История
литературы знает множество случаев,
когда большие таланты и даже гении не
были признаны таковыми при жизни. И лишь
посмертные издания, активная деятельность
критиков, а то и желание читателей,
привлекали внимание к талантливым
произведениям талантливых поэтов и
писателей. В.Шукшин и В.Высоцкий, Н.Рубцов
и А.Прасолов, Иг.Жданов и Б.Чичибабин и
многие другие лишь после смерти заняли
подобающее их таланту место в литературе.
Настоящей литературе, а не той, что
преподносится коммерческими издательствами
в качестве массового чтива оболваненному читателю
и тоннами пылится на полках книжных
магазинов в качестве глянцевой макулатуры.
В
условиях рыночной экономики или того,
что получилось у нас, высокая поэзия не
может конкурировать с беллетристикой,
детективами, эротической прозой или
прикладной рифмованной публицистикой
на злобу дня. Поэзия практически полностью
исчезла из планов издательств, не считая
пиарящихся песенников Резника, Шабанова,
Рубальской или всем известных и почти
уже не известных поэтов-классиков.
Поэтические сборники стали убыточными
и если издаются, то на деньги самих
поэтов. Или на деньги, заботящихся о
своих преференциях спонсоров. Но можно
ли назвать таких авторов поэтами, ибо
поэт — человек гордый и никогда никого
ни о чём не просит.
Мы не спорим,
что интерес к поэзии в последнее время
значительно упал. Видимо, эта самая
рыночная экономика и политизированное
сознание читателей, а то и забота о самом
хлебе насущном требовали не духовности,
а политики. А политика, по существу, —
это антикультура, что само по себе,
весьма прискорбно для самой когда-то
читающей нации в мире. Поэтому ужиться
этим двум сферам бытия очень и очень
непросто. Кроме того, доступность сетевых
ресурсов, отсутствие не то что цензуры,
а и самоцензуры, высокая самооценка
собственных рифмованных строчек, а
следовательно, низкий уровень общей
культурности и образованности пишущей
братии низвели поэзию чуть ли не до
состояния бытового вульгарного
заболевания, которым ещё и принято
хвалиться и хвалить заразившегося.
Отнюдь, отнюдь... Поэзия — это не рифмование
строчек, но ритмика чувства, рождённая
чувством и должная вызывать чувство.
Или, хотя бы, сопричастность к происходящему.
Так модный ныне поток сознания после
расширения рамок этого сознания
подходящими веществами не интересен
читателю и слушателю, если он не расширялся
с вами теми же ингредиентами и не состоит
в одной и той же возрастной группе.
Поэзия всеобъемлюща, ибо есть концентрация
чувства. Недаром в России после исключения
из программы по литературе произведений
Сергея Есенина, Владимира Высоцкого,
Булата Окуджавы, Фазиля Искандера и
многих других в пользу Пелевина-малевина-херевина
(даже не хочу произносить эти фамилии)
родители по всей огромной стране начали
создавать комитеты сопротивления и
заставили власть пересмотреть школьные
программы, потому что уже выросли и
понимают, что на чтиве нормально
воспитанного и образованного человека
не вырастишь. Поэзия — это состояние
души, поэт не пишет и строит, он слышит:
стихотворение уже случилось, его
только нужно услышать, до последнего
выверенного звука в том звуковом ряде,
той фонетической особенности языка, на
котором пишет поэт, потому что так же
будут слышать и его читатели, и только
тогда — это и есть высокая поэзия.
Наверное, так, потому что сами испытывая
потребность в поэтическом мировоспроизведении,
мы не знаем толком, что такое поэзия и
не претендуем на истину в последней
инстанции.
Отбор настоящих
поэтов и настоящих стихов у этих поэтов,
что предполагает задуманная серия
«Территория слова», — это тоже весьма
субъективный процесс в силу различных
эстетических пристрастий и начитанности
создателей сборника. Но уж пока поверьте
на слово, до прочтения этой книги,
относительно слабых мест в создаваемых
сборниках попытаемся не допускать.
Каждый из предложенных в данной книге
авторов хорош по-своему, и все они хороши
вместе и довольно-таки органично
сочетаются на страницах одного издания.
Мы
попытались доказать читателю, что
всё-таки она есть — эта самая пресловутая
поэзия, как бы ни было ругательно в
последнее время это слово-понятие. Много
лет графоманы, эпигоны и спекулянты от
создаваемой заново современной
литературы, часто облечённые властью
и разного рода званиями, лауреаты
всяческих самопровозглашённых и ни к
чему не обязывающих премий и пр., дешёвой
риторикой, зиждящейся на манипулировании
священными и общегражданскими понятиями,
прививают отечественной поэзии дурной
вкус, подменяют её живое дыхание
метафизическими упражнениями в изречении
общеупотребительных истин или
фантасмагорий, привнесённых извне, из
таких же банальных до скуки зарубежных
литератур. Ибо переводить гениев — не
хватает таланта, да и не выгодно, как и
печатать высокую поэзию. Грустно,
барышни, но всё-таки она существует. Как
бы это ни было обидно широко
разрекламированным и никудышним авторам.
Вот так.
В
представленный сборник вошли произведения
широко известных русскоязычных авторов
разных поколений: Сергея Бледнова
«Косточки вишни. Косточки», Людмилы
Гонтаревой «Попытка предсказания»,
Анатолия Грибанова «Ангелы падают
вниз», Вячеслава Пасенюка «Коммунальная
зона», Александра Сигиды «Суровая нить»,
Геннадия Сусуева «Моё язычество», Сергея
Чёрного «Посвящения». Приятного
вам чтения и времяпрепровождения.
От
имени редактора
Сергей
Никитин
|